Сотовая связь включена в УУС на уровне законопроекта

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций подготовило проект закона, который касается изменений в области оказания универсальных услуг связи (УУС). В частности, законопроект предполагает включение в УУС услуг сотовой связи в малых населенных пунктах, а также другие нововведения.

О том, что Министерство разработало законопроект и направило его на согласование, корреспонденту ComNews сообщил представитель пресс-службы Минкомсвязи. Новшества касаются не только сотовой связи в малых населенных пунктах. Законопроект, в частности, предполагает, что УУС должны прийти в населенные пункты с количеством жителей от 100 человек, в то время как сейчас это населенные пункты от 250 жителей. «Пункты коллективного доступа в интернет должны уйти», — добавил представитель пресс-службы Минкомсвязи.

«Проект направлен на согласование в центр компетенций федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» — ПАО «Ростелеком». Также получены замечания Россвязи, соисполнителя поручения, к проекту. Срок, установленный федеральным проектом «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», — с января по декабрь 2019 г. Минкомсвязи России, по возможности, ускорит этот процесс. Также разрабатывается ряд постановлений правительства РФ, которые на основании проекта федерального закона призваны урегулировать особенности недискриминационного оказания универсальных услуг связи — присоединение сетей связи, пропуск трафика, тарифы», — рассказал корреспонденту ComNews заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Иванов.

Напомним, что с 2014 г. единственным оператором универсального обслуживания в России является «Ростелеком». Глава Минкомсвязи (на тот момент Николай Никифоров) тогда подчеркивал, что раньше ресурсы фонда УУС использовались лишь для установки и обслуживания таксофонов. «Таксофонами современного жителя России уже не удивишь. Всем нужна мобильная связь и скоростной интернет. И мы нашли способ оптимизировать расходы и направить их на эти приоритетные цели, — рассуждал Николай Никифоров. — Средства фонда пойдут на покрытие услугами ШПД населенных пунктов численностью 250-500 человек, единый оператор по маршруту прокладки каналов связи к этим населенным пунктам пройдет также малые города и села с населением от 500 до 10 тыс. человек».

Пресс-служба «Ростелекома» вчера воздержалась от комментариев по поводу законопроекта.

Законопроект предполагает, что точки доступа, посредством которых оказываются универсальные услуги связи, будут оснащаться базовыми станциями подвижной радиотелефонной связи. «Таким образом, будет создана инфраструктура подвижной радиотелефонной связи в малых населенных пунктах. Порядок использования этого оборудования иными операторами связи будет регулироваться нормативным актом правительства РФ, который в настоящее время только разрабатывается. Обязанность организации пунктов коллективного доступа для получения универсальных услуг связи будет исключена из закона «О связи» в связи с невостребованностью данных пунктов, которые были введены до широкого распространения смартфонов, с которых в настоящее время в основном осуществляется доступ к сети интернет. Соответственно, высвобожденные средства пойдут на финансирование построения инфраструктуры подвижной радиотелефонной связи и точек доступа в населенных пунктах с населением от 100 до 250 человек», — рассказал вчера Олег Иванов.

О возможности включения сотовой связи в список УУС Олег Иванов говорил еще осенью 2018 г. Он объяснял намерение дополнить список УУС сотовой связью тем, что бывают случаи, когда в малом населенном пункте устанавливается точка доступа в интернет, а сотовой связи нет. Представитель пресс-службы «Ростелекома» тогда рассказал ComNews, что обслуживание пунктов коллективного доступа (ПКД) приостановлено в 2016 г. в связи с недофинансированием из резерва универсального обслуживания. «В 2016 г. по госконтракту «Ростелеком» должен был получить на финансовое обеспечение оказания универсальных услуг связи 14,8 млрд руб., а получил только 8,8 млрд руб. Если брать 2014-2019 гг., то совокупное недофинансирование может составить более 17 млрд руб. В госконтракте зафиксировано, что при недофинансировании исполнитель вправе сократить объем оказания услуг. Безболезненнее всего отказаться от ПКД. Спрос на их услуги практически отсутствует. Как правило, в населенных пунктах от 500 человек, где и расположены ПКД, есть альтернативные варианты доступа в интернет — мобильные или фиксированные сети», — пояснял тогда представитель пресс-службы «Ростелекома».

Источник на телеком-рынке сказал корреспонденту ComNews, что реформа УУС назрела, поскольку действующие услуги, такие как таксофоны или пункты коллективного доступа, мало востребованы, но в то же время требуют значительных бюджетных средств на содержание.

Представитель пресс-службы ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») сказал, что сегодня оператором универсальной услуги является один оператор, при этом отчисления в фонд универсального обслуживания (так называемый Фонд УУС) делают все операторы. «Внесение мобильной связи в перечень УУС при таком раскладе создаст очевидные преимущества для оператора УУС, автоматически ограничив конкуренцию для всех остальных игроков», — отметил он.

Представитель пресс-службы ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) сказал, что МТС активно строит сети, обеспечивающие голосовые вызовы и высокоскоростной доступ в интернет не только в крупных и малых городах и поселениях, но и на отдаленных территориях в соответствии с собственными планами развития сетей. «МТС готова также рассмотреть возможность участия на конкурсной основе в процедурах предоставления универсальных услуг связи в малых населенных пунктах», — добавил он.

ПАО «МегаФон» и Tele2 (ООО «Т2 Мобайл») отказались от комментариев.

Президент Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский считает, что с самого начала список УУС был весьма неудачным. «Напомню бесполезные красные таксофоны на улицах Москвы. Ненамного полезней были и пункты коллективного доступа. Хорошо, что от них избавились. А ведь затраты на УУС колоссальны — 2% от дохода операторов связи. Безусловно, беспроводные технологии весьма подходят в данном случае. Еще большим прогрессом была бы технологическая нейтральность УУС: государство определяет цель — услуги телефонии или доступа в интернет, а претенденты приходят на торги/конкурс каждый со своим решением», — комментирует Юрий Домбровский. 

Отметим, кстати, что в декабре 2018 г. на втором заседании Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации (18 декабря 2018 г., Новосибирск) «Ростелеком» подвергся критике за реализацию еще одного крупного федерального проекта — устранения цифрового неравенства (УЦН).

«Статистика по количеству населенных пунктов, подключенных в рамках УЦН, несколько лукавая, — говорил тогда министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков. — Люди не пользуются общественным Wi-Fi. В итоге у нас подключены десятки тысяч населенных пунктов, а интернет-пользователей там нет». Глава Минкомсвязи отмечал, что проблема заключается в «монополизации услуги» УЦН «Ростелекомом», и говорил о необходимости недискриминационного доступа других операторов к инфраструктуре УЦН в населенных пунктах и доведения «последней мили» до каждого домохозяйства. «Нам нужно тащить «последнюю милю к каждому домохозяйству», — говорил министр.

Юлия Мельникова

Свежее по теме

Интересные ссылки

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: регулирование, сотовая связь, Минкомсвязь

Читать новость в источнике ict-online

0