Михаил Мишустин — первый ИТ-шник во главе Правительства России. Биография, проекты, заслуги

, Текст: Денис Воейков

В ходе кадровых перестановок в Правительстве России
его главой впервые стал ИТ-шник — руководитель ФНС с апреля 2010 г. Михаил
Мишустин. Именно эта структура по ряду признаков утвердилась за последние годы в качестве ключевого игрока в сфере госинформатизации и в части создания масштабных информсистем. CNews изучил трудовую биографию
Мишустина и рассмотрел его ключевые ИТ-проекты.

Глава ФНС как будущий
премьер

После ежегодного послания Президента России Владимира Путина Федеральному собранию 15 января 2019 г. и последовавшей за ним отставкой Правительства глава государства провел рабочую
встречу с руководителем Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаилом Мишустиным, в ходе
которой предложил ему занять должность премьер-министра.

Заручившись его согласием, Путин внес кандидатуру Мишустина
на рассмотрение в Госдуму. На следующий день, 16 января чиновник был
утвержден в новой должности — в открытом голосовании его кандидатуру поддержали
383 депутата, против не выступил никто, воздержался 41.

Встретившись незадолго до голосования с фракцией «Единой
России», Мишустин в числе прочих приоритетов своей работы на посту премьера назвал
национальные проекты и цифровую экономику. «Без сомнения, государство должно
являться цифровой платформой, которая создана для людей», — цитирует его слова «Интерфакс».

putinmishustin600.jpg

Владимир Путин (слева) получил согласие Михаила Мишустина (справа) возглавить Правительство

В становлении Мишустина в качестве второго лица в
государстве для ИТ-отрасли наиболее примечательна его приверженность
информационным технологиям, а также тот факт, что по ряду признаков ФНС в
последние годы была ключевым игроком в сфере госинформатизации и в части
создания масштабных информсистем.

Считается, что во многом именно благодаря информатизации ФНС
удалось существенно увеличить собираемость налогов в России. По итогам 2018 г.
служба отчиталась о максимальном приросте налоговых поступлений за последние
пять лет. В указанный год ФНС перечислила в консолидированный бюджет страны 21,3
трлн руб., что на 23% (на 4 трлн руб.) больше, чем годом ранее. При этом официальный рост ВВП в 2018 г. составил примерно 2%.

Мишустин является действующим членом правительственной
комиссии по цифровому развитию, использованию ИТ для улучшения качества жизни и
условий ведения предпринимательской деятельности.

Трудовая биография
Мишустина

По данным ФНС, теперь уже экс-руководитель ведомства Михаил Мишустин,
являющийся действительным государственным советником I класса, родился 3 марта
1966 г. в Москве. В 1989 г. он окончил Московский станкоинструментальный
институт (СТАНКИН) по специальности «системы автоматизированного
проектирования». В настоящий момент он инженер-системотехник,
инженер-исследователь, доктор экономических наук.

mishustin600.jpg

Михаил Мишустин станет первым ИТ-шником во главе Правительства России

С 1989 г. по 1992 г. Мишустин учился в аспирантуре СТАНКИНа.
В 1992-1995 гг. занимал должность директора тестовой лаборатории общественной
некоммерческой организации «Международный компьютерный клуб», в 1995-1996 гг. —
заместителя генедиректора и председателя правления этой организации.

В августе 1998 г. стал замруководителя Государственной налоговой службы России.
С марта 1999 г по март 2004 г. являлся заместителем министра России по налогам
и сборам.
С марта 2004 г. по декабрь 2006 г. возглавлял Федеральное агентство кадастра
объектов недвижимости. С января 2007 г. по март 2008 г. руководил Федеральным
агентством по управлению особыми экономическими зонами.

В марте 2008 г. Мишустин стал президентом группы
компаний UFG («ОФГ инвест») — одной из крупнейших работающих в России компаний
в сфере управления активами, прямыми инвестициями, а также паевыми
инвестиционными фондами совместно с Deutsche Bank. Двумя годами позже, 6 апреля
2010 г. назначен руководителем ФНС.

Мишустин заявлен как автор монографии об
информационно-технологических механизмах государственного налогового
администрирования и монографии об информационно-технологических основах
администрирования имущественных налогов.

В качестве главы ФНС он в том числе организовывал работу по
реформированию системы налоговых органов «на основе современных
методологических подходов и ИТ». Также он координировал обеспечение комплексной
защиты информации «на всех этапах технологических циклов ее создания, переноса
на носитель, обработки и передачи».

ФНС при Мишустине как
«конкурент» Минкомсвязи

Напомним, в конце апреля 2018 г., когда CNews подводил
своеобразные итоги шестилетней работы команды Минкомсвязи во главе с Николаем Никифоровым, некоторые
эксперты указали на появление новых де-факто неподконтрольных Минкомсвязи
крупных государственных ИТ-игроков, главным из которых можно считать именно ФНС
во главе с Мишустиным.

Редакция тогда конститровала, что за предыдущие несколько
лет ФНС проделала огромную работу по строительству нескольких ЦОДов, перенеся в
них ИТ-системы Минфина, Казначейства и др. Дата-центры, в частности, были
созданы в подмосковной Дубне и Городце Нижегородской области. На них ФНС к тому
моменту израсходовала порядка 15 млрд. руб. и намеревалась до конца 2020 г. потратить еще как минимум 4 млрд. руб. В 2016 г. за ФНС числилась 21
из 100 крупнейших ИКТ-закупок, объявленных федеральными госорганами, — на сумму
в 15,62 млрд руб., в 2017 г. — 20 крупнейших ИКТ-закупок на 11,77 млрд руб., в
2018 г. — 20 крупнейших ИКТ-закупок на 12,45 млрд руб.

Становление ФНС в качестве сильного и авторитетного игрока
на поле государственной информатизации в 2018 г., в частности, подтверждал Павел
Хилов — руководитель Экспертного центра электронного государства и
экс-начальник отдела региональных программ и проектов Минкомсвязи в составе
команды Игоря Щеголева. В его понимании это произошло не столько за счет
большого бюджета на ИТ, сколько за счет того, что ФНС посредством внедрения и
использования ИТ в своей деятельности приносит государству конкретные деньги,
которые исчисляются сотнями миллиардов рублей, тем самым показывая свою
эффективность.

«За счет этого ФНС без оглядки на Минкомсвязи и сайт
госуслуг может себе позволить развивать собственную инфраструктуру (те же
ЦОДы), развивать собственные интерфейсы с гражданами и организациями
(личные кабинеты на сайте ФНС), которые пользуются реальным спросом и т. д. —
говорил Хилов. — Более того, ФНС расширяет поле своей деятельности, взяв
фактически под свой контроль создание единой системы ЗАГС, маркировку и отслеживание
товаров, внедрение контрольно-кассовых машин…».

На этом фоне, как считал эксперт, Минкомсвязи было нечем
хвастаться, так как особенных количественных результатов у министерства практически
не было. «Об этом можно судить по тому же порталу госуслуг, — продолжал Хилов.
— Невзирая на впечатляющие величины роста зарегистрированных в ЕСИА
пользователей и сотни миллионов оказанных “услуг”, при ближайшем рассмотрении
оказывается, что 98% этих услуг — это предоставление информации (о налоговой и
судебной задолженности, наличию штрафов ГИБДД и т. п.)».

«Можно вспомнить, что именно Мишустин был инициатором того,
что системный проект развития электронного правительства, несколько лет
разрабатываемый Минкомсвязи, так и не был одобрен правкомиссией по ИТ, —
добавлял Хилов. — Еще можно вспомнить и то, что в ФНС передали
администрирование неналоговых сборов (фонды), а Минфину подчинили ФТС и
Росалкоголь».

Ключевые ИТ-проекты
при Мишустине

Автоматизированная
система контроля НДС

На третий год работы Мишустина в качестве главы ФНС, в 2013
г. служба начала применять первую версию автоматизированной системы контроля налога
на добавленную стоимость (АСК НДС). В 2015 г. был осуществлен переход на более
совершенную АСК НДС-2, а подача электронных деклараций стала в России обязательной.
С 1 февраля 2018 г. ФНС приступила к тестированию АСК НДС-3.

Данная система производит анализ электронных деклараций и
сверку данных компаньонов и контрагентов, что позволяет автоматически находить
расхождения. Система работает с двумя видами расхождений: несовпадение суммы
сделки в декларациях контрагентов и так называемый разрыв — если кто-то из
контрагентов не отразил сделку в декларации, например, сдал нулевую декларацию,
или вообще не сдал отчетность, или контрагента нет в ЕГРЮЛ.

АСК НДС-2 находит подозрительные данные и самостоятельно, без
помощи налогового инспектора направляет запросы налогоплательщикам. После
получения уведомления у налогоплательщика есть пять дней, чтобы предоставить
объяснения, в противном случае ему грозит проверка или доначисление налога. АСК
НДС-3 дает возможность также следить за движением средств по счетам организаций
и физлиц.

По данным Счетной палаты, автоматизированное выявление
расхождений в цепочке формирования НДС положительно отразилось на поступлении
налога в бюджет. С начала использования АСК НДС-2 собираемость НДС показывала
ежегодный рост в среднем более чем на 13% и в 2018 г. достигла 3,76 трлн руб.

Внедрение онлайн-касс
в работу бизнеса

В июле 2016 г. были приняты поправки в 54-ФЗ «О применении
контрольно-кассовой техники» (ККТ), которые подразумевали поэтапный переход
всех субъектов торговли на принципиально новую форму работы — передачу данных с
ККТ в ФНС через операторов фискальных данных в режиме онлайн. Первый этап
завершился 1 июля 2017 г. К этому моменту онлайн-кассы и специализированное ПО
массово внедряли крупные торговые сети и все те, кто уже ранее использовал
обычные кассы. В итоге, по данным ФНС, на новый порядок работы перешли около
400 тыс. торговых предприятий, которые зарегистрировали более 1,2 млн
онлайн-касс.

Второй этап завершился 1 июля 2018 г. — с этого момента
онлайн-кассы начали использовать владельцы вендинговых автоматов и небольшие
торговые и сервисные предприятия, имеющие наемных сотрудников и работающие по
патенту или с применением ЕНВД (единый налог на вмененный доход). В общей
сложности на этом этапе к кассовой реформе присоединилось около 500 тыс.
предприятий и было зарегистрировано еще около 1 млн онлайн-касс.

На третьем этапе — к 1 июля 2019 г. — к реформе должны были
присоединиться все остальные участники рынка, по большей части
микро-предприятия без наемных сотрудников и индивидуальные предприниматели,
оказывающие услуги населению. Это еще около 1 млн онлайн-касс. Однако в мае
2019 г. отдельным видам индивидуальных предпринимателей Госдума предоставила
двухлетнюю отсрочку на использование онлайн-касс

В ноябре 2017 г. за успешное завершение первого этапа реформы
по переходу на онлайн-фискализацию ФНС получила награду CNews Awards в
номинации «Современная страна. ИКТ в госсекторе».

Система обязательной маркировки
товаров

В конце декабря 2017 г. Правительство России получило
полномочия осуществлять маркировку различных групп товаров с целью борьбы с их
нелегальным оборотом. Четыре месяца спустя, 28 апреля 2018 г. вышло
распоряжение правительства №792-р, которое утвердило перечень товаров,
подлежащих обязательной маркировке в России. В список товаров вошли табачные
изделия, обувь, духи и туалетная вода, резиновые шины и покрышки, предметы
одежды из кожи, женские блузки, мужские и женские пальто и куртки, различные
виды белья и фототехника. Все участники оборота товаров обязаны
передавать тематические сведения в информационный ресурс маркировки, оператором
которого является ФНС.

При этом еще 1 февраля 2017 г. в России проводился эксперимент
по маркировке лекарственных средств и медикаментов (в апреле 2018 г. CNews писал, что он помог выявить правонарушения в сфере оборота
медикаментов на сумму 500 млн руб.), а с 2016 г. маркировка в обязательном
порядке наносится на изделия из меха.

«Электронное досье»
на граждан России

С середины 2016 г. под патронатом ФНС создавалась федеральная
информационная система «Единый государственный реестр записи актов гражданского
состояния» (ЕГР ЗАГС), которая официально заработала 1 октября 2018 г.

Именно на основе этой системы в нашей стране через несколько
лет планируется создать
федеральный электронный регистр полных сведений обо всем населении страны —
своеобразное «электронное досье».

В момент запуска ЕГР ЗАГС должен был ознаменовать появление
единой для сотрудников порядка 6,4 тыс. ЗАГСов облачной среды, в которой будут
выполняться все действия по регистрации актов гражданского состояния (рождение,
заключение и расторжение брака, усыновление, установление отцовства, перемена
имени и смерть, выдача повторных свидетельств, справок и пр.), используя при
этом централизованную систему хранения данных. В ней будут содержаться все
тематические акты с 1926 г.

Развитие налоговой АИС

В настоящее время ФНС развивает свою автоматизированную
информационную систему АИС «Налог-3». Она представляет собой систему,
обеспечивающую автоматизацию всей деятельности ФНС, в том числе прием,
обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование
информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений,
необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере
полномочий ведомства и предоставления информации внешним потребителям.

ФНС были проведены мероприятия по созданию централизованной
ИТ-инфраструктуры АИС «Налог-3», выполнены работы по разработке и внедрению в
промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения функционального
блока № 1 (регистрация и учет налогоплательщиков) и функционального блока № 2
(имущественные налоги физических лиц), работы по реализации и подготовке к
внедрению прикладного ПО функционального блока №3 (функции налогового
администрирования юрлиц и индивидуальных предпринимателей). Были выполнены
работы по миграции централизованных компонент и баз данных транзакционного и
аналитического сегментов АИС «Налог-3» в систему ЦОДов.

Основной площадкой для функционирования централизованных
компонентов АИС «Налог-3» выступает федеральный ЦОД ФНС в подмосковной Дубне.

Читать новость в источнике CNews

0