Смартфоны в ожидании стагнации

За 2019 г. в Рос­сию бы­ло им­порти­рова­но 48,3 млн мо­биль­ных те­лефо­нов, из них 66% (31,8 млн штук) сос­тавля­ют смар­тфо­ны с рас­четной це­ной в ма­гази­не от 7 тыс. руб., го­ворит­ся в ис­сле­дова­нии GS Group. Ли­дером про­даж прош­ло­го го­да с до­лей 32,3% ста­ла ком­па­ния Huawei. При ус­ло­вии сох­ра­няю­ще­гося до кон­ца осе­ни кур­са 75 руб. за дол­лар и за­мед­ле­ния де­ловой ак­тивнос­ти из-за ко­рона­виру­са обо­рот рын­ка в день­гах в этом го­ду по срав­не­нию с прош­лым ос­та­нет­ся не­из­менным, ожи­да­ют ана­лити­ки.

За 2019 г. в Россию было импортировано 48,3 млн мобильных телефонов, из них 66% (31,8 млн штук) составляют смартфоны с расчетной ценой в магазине от 7 тыс. руб., говорится в исследовании. По итогам 2019 г. общий объем импорта снизился на 2%. Верхний и нижний сегменты все больше расходятся: в верхнем сегменте (от 7 тыс. руб.) по итогам 2019 г. рост составил 11,1%, объем нижнего (до 7 тыс. руб.) снизился на 21%. При этом структура обоих сегментов быстро меняется.

Суммарный объем поставок четырех лидеров (Huawei, Samsung, Xiaomi и Apple) за 2019 г. вырос на 19% и составил 28,7 млн штук. Их суммарная доля составляет 90% от общего объема поставок смартфонов от 7 тыс. руб. (или 59% от всего рынка мобильных телефонов).

Лидером 2019 г. с долей 32,3% стала компания Huawei. По данным GS Group, компания установила сразу два рекорда: самый большой объем поставок за всю историю импорта смартфонов в Россию за один квартал (3,2 млн штук в четвертом квартале) и за весь год (10,3 млн штук). Половина поставок компании приходится на модели нижней ценовой группы (Honor 7A, 8A и 8S и Huawei Y5 Lite), на среднюю – 20% (Honor 10 Lite, 8X и его смена 9X), премиальные семейства составляют не более 15%.

Samsung находится на втором месте с долей 31,9%. В 2019 г. компания импортировала в 10,1 млн штук смартфонов от 7 тыс. руб. Компания прочно обосновалась в Индии, поставки из этой страны в Россию растут и в четвертом квартале составили уже 66%, а по итогам года сравнялись с долей Вьетнама – 47-48%. Основной объем смартфонов Samsung в России составляют модели средней ценовой группы A10 и A20s – 37% в поставках компании и более дорогая модель A50 – 27%.

Xiaomi прочно занял третье место в России с долей 15% (4,9 млн штук) и окончательно оторвался от Apple (3,4 млн штук). Объем прочих брендов в сегменте от 7 тыс. руб. за пределами топ-4 сократился за 2019 г. на 34% – до 3 млн штук. В целом общая доля китайских брендов в этом сегменте по итогам года достигла 54% (17 млн штук), при этом в 2017 г. она составляла всего 27%.

Общий оборот рынка мобильных телефонов в 2019 г. снизился на 4% и составил 792 млрд руб. Это вызвано падением объема Apple и ростом доли дешевых смартфонов Huawei и Samsung. Доля Apple составляет треть всего рынка мобильных телефонов в денежном выражении, еще четверть – у Samsung. В целом, денежный оборот четырех лидеров составляет 91% всего рынка, а на прочие бренды приходится 5%. Нижний сегмент (смартфоны до 7 тыс. руб. и кнопочные телефоны) составляет 4,5%.

«Рынок смартфонов в России продолжает консолидацию за счет вытеснения с рынка как лидеров прошлых годов, так и догоняющих брендов. На первое место выходят китайские «звезды», доля которых уже превышает половину рынка», – отмечает руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков.

Генеральный директор «МегаФон Ритейл» Андрей Левыкин отмечает, что в магазинах оператора и интернет-магазине наибольшей популярностью в 2019 г. пользовались смартфоны Huawei/Honor, Samsung, Xiaomi, Apple. Эти же бренды были в лидерах в 2018 г. «Мы видим двузначный рост продаж смартфонов в 2019 г., что соответствует рынку, – говорит Андрей Левыкин. – Стоимость смартфонов по сравнению с 2018 г. выросла на 3%. Произошло перераспределение спроса потребителей в пользу более дорогих устройств. Оценочно, средняя цена смартфона в России составляет около 17 тыс. руб.».

Перечисленные в отчете лидеры занимают аналогичные позиции в рейтинге популярных устройств, продаваемых в розничной сети Tele2, рассказывает представитель компании Дарья Колесникова. Лишь с той разницей, что самыми востребованными устройствами в нашей сети по итогам года стали аппараты Samsung с долей в 19,4%. Далее в списке следуют Huawei и Xiaomi с долями 15,2% и 10%, соответственно. «При этом совокупная доля Samsung и Huawei в продажах показала рост в 2,5 раза, в то время как доля Xiaomi в штуках удвоилась. Представленность этих брендов в нашей сети будет только увеличиваться, чему способствует заключение прямых договоров с вендорами и проведение совместных маркетинговых мероприятий», – говорит Дарья Колесникова.

Данные по импорту в пресс-службе Группы «М.Видео-Эльдорадо» комментировать не стали. Однако по оценке компании, объем проданных смартфонов на российском рынке в 2019 г. составил 30 млн девайсов на сумму около 495 млрд руб., что больше на 1,5% в штуках и 7% в деньгах, чем в 2018 г. Что касается Группы «М.Видео-Эльдорадо», то продажи смартфонов в 2019 г. выросли на 19% в штуках и 17% в деньгах, показав динамику в несколько раз выше рыночной. «Укреплению позиций способствовали расширение телеком-ассортимента в «Эльдорадо», выгодные ценовые предложения, предзаказы на ключевые новинки и формат m_mobile от «М.Видео». В 2019 г. количество магазинов Группы превысило тысячу, а число цифровых бутиков m_mobile выросло почти втрое до 19″, – поделились результатами в компании.

«Покупатели инвестировали денежные средства в более производительные и технически совершенные модели, которые будут актуальны в ближайшие 2-3 года. Средняя цена увеличилась на 6% до 16,5 тыс. руб., что связано с повышенным спросом на модели стоимостью от 10 до 20 тыс. руб. (+10% в штуках и +25% в деньгах), а также флагманы от 50 тыс. руб. (+25% и +30% соответственно), – отмечает представитель «М.Видео-Эльдорадо». – Лидером восьмой год подряд в штучных продажах стал Samsung c долей около 30%, но в совокупности Huawei и Honor заняли треть рынка».

В денежном выражении первое место удерживает компания Apple, продолжают в «М.Видео-Эльдорадо». «Рынок продолжает сосредотачиваться вокруг пяти ведущих брендов – Samsung, Honor, Xiaomi, Apple и Huawei. На них пришлось 82% проданных смартфонов и 92% от денежного объёма рынка. При этом влияние на российском рынке увеличили китайские бренды, на которые в совокупности пришлось порядка 50% проданных устройств.

В первые два месяца 2020 г. продажи смартфонов увеличилась на 13% в штуках и 16% в деньгах, фиксируют в Группе «М.Видео-Эльдорадо». «Средний чек вырос на 2,5%, что говорит об усилении качественного спроса со стороны потребителей. Категория демонстрировала двузначную динамику благодаря повышенному спросу в период новогодних каникул и праздников в феврале-марте, а также промо-акциям, предшествовавшим выходу новинок. «Спрос на смартфоны в Группе «М.Видео-Эльдорадо» превысил рыночные показатели втрое в штуках и вдвое в деньгах, прибавив около 45% в количественном выражении и 33% в денежном благодаря широкому ассортименту, предзаказу на ключевые новинки, регулярным промоакциям и эффективной работе розничных магазинов, где наиболее востребованные модели представлены в открытом доступе», – указали в компании.

Руководитель отдела закупок цифровой техники «Ситилинк» Наталья Селихова указывает на то, что по итогам прошлого года рост продаж смартфонов составил 30% (в денежном выражении) и 33% (в количестве реализованных единиц). Ссылаясь на статистику GFK, специалист «Ситилинка» обратила внимание на то, что в 2019 г. объем рынка смартфонов и мобильных телефонов в денежном выражении вырос на 6,4% до 502 млрд руб, в количестве реализованных единиц увеличился на 1,3%. «Доля производителей из Китая в прошлом году существенно увеличилась и составляет порядка 50%. Например, доля бренда Honor выросла с 7,5% до 22%, Huawei – с 4,3% до 8,3%. Это способствовало изменению долей на рынке других участников, включая Apple», – говорит Наталья Селихова со ссылкой на статистику GFK.

Динамика продаж этого года также в несколько раз превышает рыночную, делится продажами своей компании специалист «Ситилинка». «В январе продажи выросли на 55% и 69%, а в феврале – на 48% и 61%, соответственно. В последние дни мы наблюдаем повышенный спрос на товары бренда Apple», – замечает она. Положительную динамику продаж Наталья Селихова связывает с активным развитием сети. «Открытие новых магазинов и пунктов выдачи заказов в регионах позволяет обслуживать большую географию, становиться ближе к покупателю», – поясняет она. В будущем развитие рынка будет зависеть от нескольких факторов. Среди ключевых представитель «Ситилинка» называет доступность товаров к покупке, реальные доходы населения и курс валют.

Что касается прогнозов на 2020 г., то Александр Сурков предполагает, что средний курс выше 75 руб. за доллар сохранится до конца осени, а замедление деловой активности из-за коронавируса и убытков отдельных отраслей – до конца лета. В этом случае, по прогнозам специалиста GS Group, цены на смартфоны постепенно вырастут в среднем на 15%. При этом объем рынка снизится по итогам 2020 г. на 10% – наполовину из-за роста цен, наполовину из-за насыщения рынка на фоне падения доходов населения. «Однако это не означает резкого повышения спроса на C-бренды, поскольку лидеры рынка уже прочно засели и в эконом-сегменте. Оборот рынка в деньгах по сравнению с 2019 г. останется неизменным», – ожидает Александр Сурков.

Анна Устинова

Свежее по теме

Интересные ссылки






Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Маркетинг, Гаджеты

Ключевые слова: исследование рынка, смартфоны

Читать новость в источнике ict-online

0