COVID-19 давит на регуляторные барьеры

Бурное развитие технологий под натиском разразившейся пандемии коронавируса вынудило государство спешно подстраиваться с регуляторной точки зрения. Власти стали пересматривать свои предыдущие прогнозы развития традиционных отраслей экономики и появления новых направлений. В условиях COVID-19 появилась потребность снимать регуляторные барьеры быстрее, чем планировалось при базовом сценарии.

На важность оперативной смены регуляторной среды для быстрого ответа на вызовы коронавируса обратил внимание президент «Деловой России», председатель совета директоров группы компаний «Р-Фарм», лидер рабочей группы НТИ «Хелснет» Алексей Репик. Об этом он заявил, выступая на онлайн-конференции, посвященной перезапуску Национальной технологической инициативы (НТИ 2.0, см. новость ComNews от 8 апреля 2020 г.).

«Это касается предложений по введению электронного документооборота, приоритезации проведения клинических исследований и ускорения всех разрешительных процессов, а также согласования законопроектов по вопросам применения различных незарегистрированных изделий для диагностики. Это все максимально приближает нас к точке, когда у нас не просто появится надежда, а у нас реально будут возможности сказать, что мы знаем, как бороться с коронавирусом», – сказал Алексей Репик.

Есть и другие сферы, которые помогают в разрешении чрезвычайных вопросов, но их функционированию мешают регуляторные барьеры. Мы несколько лет читаем новости о беспилотной доставке товаров дронами. Однако, пока рынок перевозки грузов в России считается «спящим», указывает генеральный директор Skyeer, участник Ассоциации «Аэронет» (Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем) Александр Рыжов. Вместе с тем у этого рынка есть потенциал вырасти по экспоненте. По подсчетам представителя Ассоциации «Аэронет», если удастся преодолеть все законодательные барьеры, то в горизонте 15 лет рынок перевозки грузов с помощью БПЛА может составлять 450 млрд руб.

В момент разразившейся пандемии коронавируса бесконтактная доставка грузов пришлась бы как нельзя кстати. Но если подходить с точки зрения законодательства, то на российском рынке это делать невозможно, указывает Александр Рыжов. Хотя, например, в Швейцарии, уже используют беспилотники для доставки крови, медикаментов и т.д.

Специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, генеральный директор АНО «Платформа НТИ» Дмитрий Песков подчеркнул, что уже сейчас по целому ряду рынков из-за пандемии востребованность технологических решений повышается настолько сильно, что часть из них можно внедрить гораздо раньше запланированных сроков. «В частности, те же беспилотные транспортные средства могут оказаться на дорогах раньше, чем при базовом прогнозе, ввиду того, что государство пойдет на соответствующие риски. В ситуации «Хелснета» и «Нейронета» государство также готово идти на снятие рисков быстрее, чем намеревалось при предыдущем сценарии», – сказал Дмитрий Песков.

В подтверждение этому буквально на днях стало известно о том, что президент РФ Владимир Путин распорядился разработать правила допуска беспилотных машин на дороги общего пользования. А если за дело взялся глава страны, то, вероятно, в ближайшее время дело сдвинется с мертвой точки. Беспилотные автомобили начнут тестировать на дорогах в 13 регионах страны. Они будут проходить без сопровождения инженера, который на предыдущих этапах испытаний мог взять управление на себя и все время сидел за рулем. Впрочем, пока речь идет только о создании правовой базы, которая будет регламентировать не только поездки, но и максимальный перевозимый вес, скорость, габариты и так далее.

Не меньше перечисленных рынков нуждается в государственном участии и образование. Дмитрий Песков печально констатировал, что попытка в один день перевести все школы на «удаленку» остановила учебный процесс по всей стране. Учебные учреждения попросту не смогли справиться с нагрузкой (6 апреля школьники вышли с каникул сразу на дистанционный формат обучения). Фактически отрасль образования оказалась парализована в условиях коронавируса. Понятно, что речь идет скорее о технической неготовности: не все школьники были обеспечены компьютерами, а у тех, у кого была возможность выйти в онлайн, столкнулись с нестабильной работой «умных платформ». Родители жаловались на «висящие» задания, ошибки на страницах и пр. Учителя в ответ только беспомощно разводили руками, поскольку сами зачастую не являются продвинутыми пользователями.

Но если посмотреть немного дальше, то большое испытание системе образования только предстоит. В мае школьники будут сдавать ЕГЭ и ОГЭ. А тут нужно выстраивать целую электронную систему: начиная от организации удаленного экзамена и заканчивая выдачей электронных дипломов. Как это сделать без регулирования? Как поясняет управляющий партнер, директор по бизнес-развитию школы Skyeng Александр Ларьяновский, уже давно и успешно существуют технологии прокторинга — контроля при сдаче экзаменов. Однако сейчас нет нормативной базы для их применения в государственной системе образования. Впрочем, эксперт надеется на то, что качественные изменения начнут происходить уже в ближайшее время.

Безусловно, снятие бюрократических барьеров особенно необходимо в направлениях, которые находятся на передовой. Однако не стоит впадать и в иную крайность – бездумно разрешать все подряд так же опасно. Мы все помним, что решению немедленно ввести в правовое поле интернет-торговлю и доставку лекарственных препаратов поспособствовал коронавирус. Однако к моменту, когда пандемия завершится, мы рискуем получить ворох судебных исков от тех, кому доставили не то, и лечение пошло не так, а возможно, получим и некоторое количество летальных случаев (см. редколонку от 23 марта 2020 г.). Разрешать надо, но без популистских перегибов, когда в угоду моменту закрывают глаза на важные аспекты.

Читать новость в источнике ComNews

0