Топ-3 банков в РФ обзавелся MVNO-операторами


Под торговой маркой «ГПБ Мобайл» действует ООО «Новые мобильные коммуникации». Эта компания была зарегистрирована в апреле 2020 г. с уставным капиталом 267 млн рублей. Ее совладельцами являются ООО «Орбита» (99,99% долей) и ООО «Финпроект» (0,01%). Участниками ООО «Орбита» выступают АО «Газпромбанк» (80,36%) и ООО «Новфинтех» (19,64%). В свою очередь, в капитале ООО «Новфинтех» 99,99% принадлежит Газпромбанку, а 0,01% — «Финпроекту». ООО «Финпроект» является 100%-ой «дочкой» Газпромбанка.
Летом 2020 г. ООО «Новые мобильные коммуникации» получило в Роскомнадзоре лицензию №183555 на услуги подвижной радиотелефонной связи. Она действует с 16 июля 2020 г. по 16 июля 2025 г. и охватывает 83 субъекта Российской Федерации (кроме Севастополя и республики Крым).
SIM-карту оператора «ГПБ Мобайл», работающего на сети Tele2, можно подключить в отделениях Банка в Москвы и Московской области. Кроме того, клиенты смогут воспользоваться функцией курьерской доставки. В течение 2021 года мобильная связь станет доступной для клиентов Газпромбанка еще в ряде ключевых регионов, включая Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань и другие.
Тарифные планы «ГПБ Мобайл» начинаются с абонентской платы 250 руб. в месяц, при этом для владельцев карты Газпромбанка эта цифра сокращается до 75 руб./мес. — за такую сумму абонент получит пакет из 4 Гбайт мобильного интернета, 200 минут эфирного времени и 50 SMS. А, к примеру, за 600 руб. в месяц (или 180 руб. — для обладателей карт Газпромбанка) пакет включает уже 30 Гбайт мобильных данных, 800 мин разговоров и те же 50 SMS.
Выручка Tele2 от работы MVNO-сегмента за первые 10 месяцев 2020 г. увеличилась в 1,9 раза. Такие темпы развития MVNO-проектов стали возможны благодаря тому, что банки уже обладают всем, что нужно для успешного запуска: большой клиентской базой, доверием пользователей, возможностью встроить оператора связи в развитую экосистему услуг. Таким образом, абоненты «ГПБ Мобайл» смогут получить выгоду от объединения финансовых и телеком-сервисов, а также тратить бонусы программы лояльности банка на оплату услуг связи.
Виртуальный оператор «Газпромбанка» работает на MVNE-платформе Tele2 (mobile virtual network enabler), которая позволяет запускать новые проекты быстро и с минимальными затратами. На сети Tele2 уже функционирует более 20 MVNO-проектов, а их общая абонентская база составляет 4,5 млн клиентов.
Банковские MVNO-проекты имеют большой потенциал: количество владельцев дебетовых и кредитных карт у крупных банков подчас превышает абонентскую базу любого из российских сотовых операторов. Один только Сбер, по данным Nilson Report, эмитировал к началу 2020 г. 145,6 млн банковских карт. Для сравнения, абонентская база крупнейшего российского сотового оператора МТС – 78,2 млн чел., у второго («МегаФона») – 75,4 млн. Если банки смогут предложить клиентам выгодные тарифы на сотовую связь и существенные скидки при использовании их финансовых услуг, они способны существенно переделить рынок мобильной связи России в свою пользу (и, соответственно, в пользу «Tele2 Россия» как единственного серьезного хост-оператора для отечественных MVNO).
Сбербанк, ВТБ и Газпромбанк возглавляют Топ-3 российских банков по величине активов нетто и по величине кредитного портфеля. По данным портала Banki.ru, в ноябре 2020 г. активы нетто у Сбербанка почти достигли 34,1 трлн руб., у ВТБ превысили 16,5 трлн руб., а у Газпромбанка — 7,6 трлн руб. Сумма выданных кредитов по состоянию на ноябрь этого года у Сбербанка составляла 22,8 трлн руб., ВТБ — 11,1 трлн руб., а у Газпромбанка — 5,1 трлн руб.
«Газпромбанк продолжает активно работать над развитием розничной экосистемы, внедряя продукты, которые мы считаем необходимыми для обеспечения наших клиентов наилучшим сервисом. Сегодня мы рады сообщить о запуске виртуального мобильного оператора «ГПБ Мобайл». Уверен, что мобильная связь, доступная в Московской регионе по весьма привлекательными тарифам, не только будет востребована многочисленными существующими клиентами Газпромбанка, но и привлечет внимание множества новых пользователей», — прокомментировал запуск первый вице-президент и член правления «Газпромбанка» Алексей Попович.
Представитель пресс-службы «Газпромбанка» сообщил, что банк планирует подключить более 100 тысяч абонентов уже в 2021 году. «На этапе запуска в тарифах предусмотрена возможность подключения безлимитного доступа к соцсетям, мессенджерам, стриминговым музыкальным сервисам и видеоресурсам. Развитие дополнительных контентных услуг на этапе запуска не планируется. Основной фокус в своем продуктовом предложении мы делаем на конвергентный продукт, направленный на совместное использование банковского продукта и мобильной связи», — рассказали в пресс-службе «Газпромбанка».
Директор по развитию сегмента виртуальных операторов и партнерств Tele2 Сергей Волков отмечает, что банковские виртуальные операторы – самый быстроразвивающийся сегмент рынка MVNO. По его словам, за период с января по октябрь этого года абонентская база виртуальных операторов банков выросла в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Такой интерес со стороны аудитории обусловлен тем, что коммерческий банк объединяет в себе все компоненты для запуска успешного MVNO-проекта. Во-первых, банк может включить в одно предложение дебетовые карты, мобильную связь, привилегии от партнеров и бонусы за пользование разными продуктами. Во-вторых, коммерческие банки уже имеют солидную клиентскую базу, их пользователям выгодно оставаться внутри экосистемы и при этом экономить на разных видах услуг», — сообщил Сергей Волков.
«Совместно с Tele2 мы запускаем полноценного оператора по MVNO-модели с собственным кодом сети. «ГПБ Мобайл» предлагает абонентам линейку тарифных планов «Быть вместе», которая удовлетворит потребности фактически всех клиентов. Но отличительная особенность нашего предложения в возможности клиентов получить уникальную скидку на услуги связи до 70% всего лишь оплачивая покупки своей картой Газпромбанка», — комментирует генеральный директор ООО «Новые мобильные коммуникации» («ГПБ Мобайл») Нина Цирулик.
Представитель пресс-службы Tele2 рассказал, что оператор развивает проект по модели Light MVNO. «По итогам первых шести месяцев 2020 года абонентская база банковских MVNO превысила 2 млн человек. Банковские операторы являются лидерами по темпам роста среди MVNO-проектов Tele2. По итогам первого полугодия общее число клиентов банковских MVNO выросло в 2,2 раза год к году, а выручка от работы этого сегмента – в 2,4 раза год к году. Такая динамика объясняется наличием у банков своей лояльной базы, доверием клиентов, возможностью органично интегрировать дополнительные сервисы в базовые телеком-услуги и глубоким знанием своих клиентов кредитными организациями. По выражению наших партнеров, мобильные услуги являются своего рода «цифровым клеем», соединяющим различные элементы банковской экосистемы. Несмотря на то, что пандемия внесла некоторые коррективы в темпы роста телекома в целом, по нашим прогнозам, в следующем году банки продолжат активный набор базы – за счет развития новых технологичных каналов подключения, прежде всего eSIM, и освоения корпоративного сегмента», — сообщили в пресс-службе Tele2.
В пресс-службе Сбера по поводу запуска «ГПБ Мобайл» отметили, что конкуренция только способствует развитию и улучшению сервисов и услуг для клиентов, которые и станут главными победителями от запуска нового проекта. «На второй год развития «СберМобайл» получил международное признание — награду «Самый инновационный MVNO оператор» по версии экспертов MVNO Awards. Это свидетельство эффективности выбранной стратегии виртуального оператора. Основу портфеля сервисов «СберМобайл» составляют мобильная связь, услуги автотелематики, интернета вещей и других коммуникационных сервисов для физических и юридических лиц», — сообщили в пресс-службе Сбера.
По словам представителя пресс-службы Сбера, в сети «СберМобайл» в 68 регионах страны насчитывается более 1 млн подключенных клиентских устройств физических и юридических лиц.
Генеральный директор ООО «ВТБ Мобайл» Максим Шарков отмечает, что развитие мобильного оператора в ВТБ является перспективным направлением. «Во-первых, меняется телеком-отрасль: уже сейчас более 10 млн абонентов в стране пользуются услугами новых мобильных операторов, а не классических. Во-вторых, банк инвестирует в мобильного оператора с точки зрения развития продукта, продвижения и внедрения в свою экосистему. Мы уже видим первый положительный эффект проекта с точки зрения роста лояльности действующих клиентов и привлечения новых. Сегодня к «ВТБ Мобайл» уже подключились более 300 тыс. человек. Мы предлагаем одни из лучших тарифов мобильной связи на рынке. При этом абоненты получают максимум преимуществ от объединения мобильных и банковских сервисов», — объяснил Максим Шарков.
Аналитик компании iKS-Consulting Максим Савватин отмечает, что рынок банковских MVNO в 2020 году стал основным драйвером роста и фактически единственным полноценным сегментом российского рынка MVNO, который получил относительно массовое распространение, если не считать аффилированных с операторами связи MVNO проектов. «По прогнозам iKS-Consulting, в ближайший год прогнозируется насыщение банковскими проектами и усиление конкуренции между действующими игроками банковского сегмента. К концу 2020 года совокупная абонентская база банковских MVNO может превысить 3 млн SIM-карт. Тем не менее, реальной конкуренции между реальными и виртуальными операторами так и не сложилось, доля рынка MVNO так и осталась на минимальном уровне. Для банков MVNO остается частью экосистемы и инструментом лояльности», — говорит Максим Савватин.
Руководитель департамента беспроводных технологий J’son & Partners Сonsulting Виталий Солонин считает, что предложение по новому MVNO будет интересно, прежде всего, клиентам самого банка, и с учетом ограниченной территории запуска через год проект может рассчитывать на привлечение нескольких тысяч абонентов.
По словам Виталия Солонина, в России рынок банковских MVNO еще не сформирован, что выражается в быстром росте абонентской базы, которая за 2020 год удвоится. Скорее всего, можно ожидать появление новых игроков в этом сегменте.
«Банковские MVNO вряд ли могут конкурировать с традиционными сотовыми операторами – у них не тот масштаб деятельности (они работают в нишевых, а не массовых сегментах) и ограниченные технологические возможности. Сложно говорить и о прямой конкуренции виртуальных операторов между собой, так как такие проекты, как правило, лишь дополняют основной продукт — банковский. Поэтому банки конкурируют между собой, а MVNO в какой-то степени помогают им это делать», — рассказал Виталий Солонин.
Читать новость в источнике ComNews