СЗО по требованию


22 декабря 2020 г. заканчивается независимая антикоррупционная экспертиза совместного проекта приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства Просвещения РФ «Об утверждении требований к подключению и доступу, включая требования к передаче данных, государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы общего и среднего профессионального образования, избирательных комиссий субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий к единой сети передачи данных».
Требования устанавливаются в целях создания единой сети передачи данных (ЕСПД), а также подключения и доступа к ней (включая передачу данных) социально значимых объектов (СЗО). Требования устанавливают скорость передачи данных между СЗО и ЕСПД в обоих направлениях: для образовательных организаций, находящихся в городских поселениях, – не менее 100 (ста) Мбит/с, для образовательных организаций, находящихся в сельских поселениях, – не менее 50 (пятидесяти) Мбит/с. Не допускается организация каналов связи локальных сетей, предназначенных для передачи данных СЗО через интернет. Присоединение локальных сетей к точкам присоединения ЕСПД осуществлять по волоконно-оптическим линиям передачи.
Пресс-служба Минцифры России рассказала корреспонденту ComNews, что ответственность за неисполнение требований может наступать либо в соответствии с федеральным законом, либо в соответствии с госконтрактом (договором). «Это общий принцип ответственности в российском законодательстве. Ответственность за несоблюдение характеристик подключения прописана в госконтрактах, заключаемых Минцифры России, субъектами и операторами связи. План проверок на 2021 г. будет разработан в случае принятия соответствующего решения руководством Минцифры России. В настоящее время проверки осуществляются Минцифры», — пояснила пресс-служба ведомства.
В ноябре 2019 г. правительство РФ распорядилось (приказ № 2757-р) о назначении «Ростелекома» единственным исполнителем услуг по подключению школ к интернету в 2019-2020 гг. В пресс-службе «Ростелекома» воздержались от комментариев.
Эксперт в сфере государственных ИТ Альберт Бертяков считает, что проект приказа чисто технический — он просто фиксирует параметры подключений, на которые будут ссылаться в тех контрактах, по которым будет происходить подключение СЗО. «Кстати, все эти контракты до конца 2021 г. уже заключены — конкурсы проходили в прошлом году, контракты трехлетние. Изменить стоимость контрактов в сторону увеличения «Ростелеком» может только при увеличении количества подключаемых объектов — другого варианта увеличения цены по 44-ФЗ нет. «Ростелеком» не получает прямые выплаты из бюджета — он получает деньги в оплату услуг от госзаказчиков. Иногда, правда, у него бывают целевые субсидии из бюджета на выполнение конкретных мероприятий по нацпроекту «Цифровая экономика», но в последний раз две таких субсидии были в 2019 г. и больше мероприятий, где бы «Ростелеком» мог получить субсидии я навскидку не припомню. Насчет самих требований — не готов комментировать. Навскидку я не увидел принципиальной разницы в технических параметрах подключений, которые были в самом первом приказе, и которые прописаны сейчас», — рассказал Альберт Бертяков корреспонденту ComNews.
Подобный приказ с такими требованиями Минцифры приняла в июне 2019 г. (приказ от 07.06.2019 № 261). Но, в том же году требования были отменены (приказ от 19 декабря 2019 г. №869). «Отмена приказа о требованиях обусловлена тем, что документ не зарегистрирован Минюстом России. К каждой новой редакции документа Минюст выдвигал замечания, в результате чего потребовалось отменить прежнюю версию документа и подготовить новую», — рассказала пресс-служба Минцифры корреспонденту ComNews.
На вопрос корреспонденту ComNews о том, почему требования Минцифры то принимало, то отменяло, Альберт Бертяков сказал: «Ответ трагикомический и в общей формулировке выглядит так — «потому что в Минцифры не умеют писать приказы». «Смотрим на хронологию. В июне 2019 г. замминистра Олег Иванов подписывает первый приказ, будучи какое-то время врио министра, после чего приказ отправляется на государственную регистрацию в Минюст. Если посмотреть на дату и преамбулу второго приказа, которым первый приказ отменен, то возможны только два варианта — приказ вернулся из Минюста без регистрации или Минцифры само отозвало приказ из Минюста. По датам видно, что между приказами прошло шесть месяцев. Три месяца — стандартный срок «зависания» приказов в Минюсте. То есть, скорее всего, приказ завернул Минюст, а не само Минцифры его отозвало. Из-за чего Минюст мог завернуть приказ? Конечно, не из-за несогласия с техническими параметрами подключения СЗО. А вот из-за наличия большого количества определений и терминов — запросто. Минюст очень не любит, когда какие-либо терминологические определения вводятся ведомственными актами — практически все подобные приказы заворачиваются Минюстом на переделку. Странно, что в Минцифры не знали этого. Возможно, одновременно с министром, который в момент издания приказа был либо в отпуске, либо на какой-нибудь региональной конференции, отсутствовал и юрист, который знал, что подобные номера у Минюста не проходят. Скорее всего, через три месяца приказ, как положено, вернулся из Минюста и еще три месяца в Минцифры сочиняли «отменяющий» приказ. Если новый проект приказа появился на свет через год с лишним после отмены предыдущего «косого» приказа, то у меня нет разумных объяснений на этот счет — я могу только развести руками», — прокомментировал Альберт Бертяков.
Счетная палата в декабре 2020 г. выступила с критикой проекта по проведению интернета на социально значимые объекты: победители аукциона могли подключать школы и больницы, которые и до этого имели доступ к сети. «В рамках проекта оснащения интернетом СЗО «Ростелеком» мог частично подключать организации, которые уже имели доступ к сети, — к такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки целевого использования средств «Ростелекомом» на реализацию мероприятий национальной программы «Цифровая экономика». — В перечень для подключения СЗО могли попасть и те, у кого уже был доступ к сети с необходимыми минимальными техническими параметрами». В отчете указано, что у исполнителей проекта нет информации об уже действующих контрактах с другими операторами, раскрывать эти сведения провайдеры не обязаны.
Альберт Бертяков думает, что после публикации отчета Счетной палаты о проверке «Ростелекома» вероятность подобного риска сильно уменьшилась. «Аудиторы показали, что готовы тщательно перепроверять десятки (если не сотни) страниц приложений к контрактам, где перечисляются пункты подключений, и находить в них «косяки», допущенные не в пользу бюджета. Да и Минцифры, как заказчик этих контрактов, теперь тоже будет все перепроверять, потому что и в адрес министерства по итогам проверки Счетной палаты тоже прилетело определение. Получить вторую «желтую карточку» не захочет никто», — резюмировал эксперт.
Читать новость в источнике ComNews