Со второго захода Сбер получил маркетплейс


Сбер сообщил, что банк, группа «М.Видео-Эльдорадо» и основатель и совладелец goods.ru Александр Тынкован подписали соглашение о намерениях по совместному развитию маркетплейса goods.ru. «Стороны планируют подписать обязывающее соглашение в первой половине 2021 г., после завершения инвестиционной проверки, получения необходимых разрешений от органов корпоративного управления участников сделки и ФАС России. Для целей сделки маркетплейс goods.ru оценен приблизительно в 10 млрд руб. По условиям соглашения Сбер вкладывает в развитие goods.ru около 30 млрд руб., а также выкупает часть долей, принадлежащих «М.Видео-Эльдорадо», за 4 млрд руб. По итогам сделки Сбер получит 85%-ную долю в goods.ru, 10% сохранит за собой группа «М.Видео-Эльдорадо», 5% — основатель «М.Видео» Александр Тынкован. Планируется, что все стороны будут представлены в совете директоров маркетплейса», — сказано в сообщении банка.
Пресс-служба «М.Видео-Эльдорадо» сообщила корреспонденту ComNews, что на данном этапе смена менеджмента не предполагается. «Стороны также планируют, что в совет директоров маркетплейса войдет один представитель «М.Видео-Эльдорадо». Александр Тынкован также войдет в совет директоров. О стратегии развития и других изменениях goods.ru будет готов сообщить после закрытия сделки. Экспертиза «М.Видео-Эльдорадо» и глубокое понимание рынка ретейла позволили группе создать успешный е-комм-стартап при минимальных инвестициях и масштабировать его на фоне усиливающейся конкуренции. Привлечение партнера позволяет получить дополнительные инвестиции и существенную операционную синергию, что создает все условия для дальнейшего кратного роста проекта и капитализации долей участников», — рассказала пресс-служба «М.Видео-Эльдорадо».
Сбербанк не ответил на дополнительные вопросы ComNews.
Сбербанк сообщает, что интеграция goods.ru в экосистему Сбера, использование всех имеющихся наработок и экспертизы, а также раскрытие синергий с компаниями экосистемы, такими как «СберЛогистика», «СберМаркет», «СБЕР ЕАПТЕКА», «Самокат», позволят на базе goods.ru создать одного из ключевых игроков на рынке e-commerce в России. «Goods.ru станет основной мультикатегорийной e-commerce-площадкой Сбера, на которой уже сегодня представлено 18 основных категорий с 2,5 млн товаров, а в будущем их количество будет увеличиваться. Группа «М.Видео-Эльдорадо», оставаясь партнером в совместном предприятии, сфокусируется на развитии своего основного бизнеса. Группа намерена расширять ассортимент собственного маркетплейса по модели 3P (продажа товаров партнёров без создания товарных запасов) — как в рамках прямых контактов с производителями и ретейлерами, так и через инфраструктуру goods.ru на своей платформе (формат white label), — а также продолжить текущие совместные проекты с goods.ru», — сказано в сообщении Сбера.
Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын отметил, что 10 млрд руб. в условиях, когда Ozon стоит $8 млрд, означает, что у goods.ru впереди был бы большой путь, но Сбер видит этот путь совместным. «Сообщалось, что оборот маркетплейса в 2019 г. — 6 млрд руб. По мультипликатору 2,5 к GMV — сумма всех товаров и услуг, продаваемых маркетплейсом, — это дало бы оценку в 15 млрд руб. Таким образом, маркетплейс согласился с относительно невысокой оценкой сейчас, однако, при привлечении инвестиций заявленного объема от Сбера, сохранившаяся доля прежних владельцев в 15% будет стоить сумму того же порядка. Рынок маркетплейсов в России не консолидирован, игроки не имеют там сколько-либо доминирующих позиций, подобных позициям Amazon или Alibaba, поэтому речь идет о приобретении нескольких первых процентов», — прокомментировал Леонид Делицын.
Аналитик «Фридом Финанса» согласен: «Сама стоимость сделки выглядит достаточно небольшой, учитывая, что по итогам даже 2019 г. годовая выручка выросла до 6 млрд руб., увеличившись в три раза год к году. Итоги 2020 г. компания не подводила, но очевидно, что продажи, так же как и год назад, выросли. Это предположение основывается на том, что за первое полугодие 2020 г. маркетплейс goods.ru увеличил продажи в три раза, год к году, — во многом благодаря пандемии. По словам директора по маркетингу goods.ru Андрея Осокина, улучшалась и операционная эффективность. Более точно оценить стоимость goods.ru проблематично, так как на официальном сайте в качестве юридического лица называется ООО «МАРКЕТПЛЕЙС», демонстрирующее, по данным СПАРК, более скромные показатели. Вероятно, существуют и другие юрлица, связанные с данным брендом. Вероятно, относительно небольшая стоимость сделки связана с обязательством Сбера инвестировать в развитие Goods.ru около 30 млрд руб., что увеличит впоследствии стоимость долей других акционеров. Считаем реалистичными планы Сбера по итогам 2023 г. «войти в топ-3 или топ-5 игроков рынка с общим оборотом порядка 500 млрд руб.». Этому будет способствовать и анонсированная сделка и запуск универсального маркетплейса в текущем году. Согласно стратегии до 2023 г. база активных розничных клиентов должна вырасти с 98 млн до более чем 100 млн человек. Сильным козырем в конкурентной борьбе может быть вывод на биржу (IPO) своих сервисов».
В августе 2017 г. «Яндекс» и Сбербанк объявили о намерении создать СП на базе «Яндекс.Маркета». Сбербанк тогда обязался вложить в него 30 млрд руб., партнеры оценили общий бизнес в 60 млрд руб. Весной 2018 г. Сбербанк и «Яндекс» закрыли сделку по созданию совместного предприятия на базе «Яндекс.Маркета». Основной задачей новой компании стало создание маркетплейса (см. новость ComNews от 27 апреля 2018 г.). В 2020 г. компании вновь разделили активы.
Читать новость в источнике ComNews