Пандемия M&A не помеха


Пандемия и локдаун привели к сильнейшему спаду, который, однако, не одинаково отразился на секторах экономики. В частности, сферы технологий и электронной коммерции стали основными бенефициарами сложившейся ситуации, когда миру как никогда раньше стали необходимы технологические решения для онлайн-торговли и платежей, удаленных коммуникаций, защиты безопасности данных, электронного документооборота и пр.
Согласно результатам исследования KPMG, сектор инноваций и технологий входит в число крупнейших секторов рынка M&A в России (в 2020 г. сделки в этом секторе обеспечили инвестиции в размере $6,5 млрд). Как сообщается в исследовании, на протяжении последних нескольких лет количество сделок в секторе неуклонно растет, поскольку цифровизация экономики является одним из приоритетов Программы нацпроектов, на который выделено свыше $22 млрд, а прошлогодний локдаун лишь усилил курс на развитие технологий.
По итогам 2020 г. эксперты KPMG выделяют две основные тенденции на рынке M&A-активности в российском секторе технологий, медиа и телекоммуникаций (ТМТ). Первое, это продолжение тренда создания экосистем и размытия границ между секторами, который можно наблюдать на протяжении последних 2-3 лет. Одним из самых ярких событий в этом контексте в 2020 г. стала презентация Сбербанка с фокусом на трансформацию банка в ИТ-компанию и соответствующий ребрендинг в Сбер. Также компания продолжила инвестировать в новые проекты в рамках совместного предприятия с Mail.ru Group, в частности в сфере FoodTech. Год был богатым на события и для «Яндекса» – другого передовика в построении экосистемы. Можно вспомнить разделение активов со Сбером, привлечение инвестиций от ВТБ и консорциума инвесторов и, конечно, неудачную попытку покупки «Тинькофф». Кроме Сбера и «Яндекса» еще несколько игроков идут по пути создания экосистем. Например, развитием новых продуктов вокруг основного телекоммуникационного бизнеса занимается также МТС, и эта стратегия, похоже, оправдывает себя – среди операторов «большой тройки» только МТС продемонстрировал рост выручки по итогам 9 месяцев 2020 г. Что показательно, именно выручка от новых направлений бизнеса МТС – финансовых услуг, облачных и цифровых решений, медиа – принесла более половины от прироста выручки за данный период. При этом у всех крупных операторов наблюдалось падение абонентской базы и доходов от услуг мобильной связи, особенно в части роуминга за летний отпускной период. Еще один игрок, который, похоже, будет претендовать на создание экосистемы – X5 Retail Group. Компания уже с 2018 г. инвестирует в сферу технологий (например, в решения в сфере больших данных), но только после объявления новой стратегии в 2020 г. стали очерчиваться планы по выстраиванию некоего подобия экосистемы вокруг существующей клиентской базы.
Второй тренд, по мнению экспертов KPMG, это стремительное развитие e-commerce. По оценкам экспертов, рынок e-commerce в 2020 г. вырос почти на 50%. Одной из самых ярких историй успеха в этой области стала компания Wildberries, которая за 9 месяцев 2020 г. выросла более чем в два раза по отношению к аналогичному периоду 2019 г. Примерно таких же высоких темпов роста добился и Ozon – в 1,7 раза за тот же период. Этому способствовало то, что из-за пандемии наблюдался переток повседневных покупок в онлайн (что также приводит к росту повторных покупок), пользователи стали объединять в заказах товары разных категорий и покупать больше и чаще, чем до пандемии. Можно ожидать, что такой эффект будет ощущаться и в следующем году, так как он способствовал привлечению не только стихийных покупателей, но и сформировал новые привычки у потребителей, которые теперь будут делать регулярные покупки через онлайн-каналы и платформы.
Активная M&A-деятельность в 2020 г. наблюдалась и в сфере доставки продуктов питания, которая также набрала популярность в период пандемии. В частности, совместное предприятие Сбера и Mail.ru Group приобрело контрольную долю в сервисе экспресс-доставки готовой еды «Кухня на районе», а также в сервисе доставки продуктов «Самокат», выручка которого выросла в 20 раз – до 2 млрд руб. (III квартал 2020 г. против III квартала 2019 г.). Не менее впечатляющими темпами рос и российский рынок e-grocery – по итогам 2020 г. ожидается трехкратный рост объема этого рынка (до 145 млрд руб.) по сравнению с предыдущим годом. Впервые за много лет с первого места по продажам был потеснен «Утконос» – его оборот по итогам первого полугодия составил 8 млрд руб., тогда как e-grocery компании X5 Retail Group за этот период принес ей 8,2 млрд руб.
Как сообщается в исследовании, в 2020 г. на протяжении всего года значительная часть M&A-активности в секторе ТМТ приходилась на крупнейших игроков рынка – Сбер, «Яндекс», Mail.ru Group и «Ростелеком». В рамках новой, анонсированной осенью 2020 г. стратегии Сбер планирует довести выручку от нефинансовых сервисов до 5% от общей к 2023 г., а к 2030 г. – до 20-30%. Ключевыми направлениями среди этих сервисов являются электронная коммерция (рост более чем в 10 раз к 2023 г.), здравоохранение (также более чем в 10 раз), образование (в 10 раз), облачные технологии (в 5 раз), развлечения (более чем в 2 раза) и кибербезопасность (в 2 раза).
После летнего раздела активов со Сбером из-за нарастающей конкуренции между экосистемами «Яндекс» и Сбера, «Яндекс» получил 100% в «Яндекс.Маркете», который компания планирует развивать в связке с другими своими сервисами. В частности, как объяснили в компании, водители «Яндекс.Такси» и курьеры «Яндекс.Еды» и «Яндекс.Лавки» смогут доставлять заказы из «Маркета» конечным покупателям, а «Поиск» и «Дзен» будут сильнее интегрированы с самим «Маркетом» и начнут подбирать новые сценарии покупок для пользователей. Выкуп «Маркета» обошелся «Яндексу» в 42 млрд руб.
С точки зрения сделочной активности 2020 г. для Mail.ru Group стал годом проектов в сфере EdTech – отрасли, которая и до коронавируса росла двузначными темпами, а на волне пандемии стала одним из лидеров роста в сфере ТМТ. Mail.ru Group инвестирует в образовательные проекты с 2016 г., но в прошлом году закрыла сразу несколько сделок в этом секторе. Летом компания инвестировала в образовательный онлайн-сервис SkillFactory, получив 18,31% в проекте, плюс опцион на покупку доли. Осенью этого же года Mail.ru Group увеличила долю в Skillbox до 70% и выкупила 45% в сервисе для подготовки к ЕГЭ «Тетрика», а в декабре анонсировала покупку 25% в сервисе для школьников «Учи.ру» за 3,75 млрд руб. В планах Mail.ru Group – вырастить «единорогов» из этих EdTech-проектов и провести их IPO на международных площадках. Группа планирует и дальнейший рост путем сделок M&A, особенно с фокусом на сегментах, активно развивающихся в период пандемии.
Эксперты KPMG прогнозируют, что в 2021 г. на российском рынке сохранится спрос на решения в области электронной коммерции, коммуникации, кибербезопасности, совместной работы, облачного хранения данных и пр. Нагрузки на сеть продолжат стимулировать операторов пересматривать инвестиционные программы и направлять инвестиции в облачные решения и виртуальную защиту сетей (VPN). «Мы полагаем, что в следующем году сохранится тренд на инвестиции в так называемые Tech-сектора, например, FoodTech, EdTech, HealthTech, MediaTech и пр., а также в системы анализа больших данных и облачные решения. На волне выстраивания экосистем крупными игроками и всеобщего перехода в онлайн эти сегменты станут не менее актуальны и будут привлекать внимание инвесторов как минимум в среднесрочной перспективе», — считают специалисты KPMG. По их прогнозам, в более долгосрочной перспективе можно ожидать инвестиционную активность в таких областях, как беспилотные автомобили, 5G, интернет вещей и пр.
Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын считает, что в 2021 году российские телекомы ждут нового драйвера роста, которым может стать внедрение стандарта 5G. «Медиа должны пережить сокрушительный удар, который пандемия нанесла рекламному рынку, и жить дальше. Причем удар этот ощутили не только традиционные, но и новые медиа. А в ИТ-секторе есть направления роста, среди которых выделяются облачные технологии (с примыкающей инфраструктурой), информационная безопасность и онлайн-образование», — отметил Леонид Делицын.
По прогнозам Леонида Делицына, в 2021 году крупные игроки, которые строят свои ИТ-экосистемы, будут приобретать все сколько-либо интересное, что можно купить, потому что у них мало времени. «Хотя ресурсы позволяют им вести самостоятельную разработку в течение сколь угодно продолжительного срока, спрос быстро меняется, в связи с чем самостоятельно разрабатывать они будут только платформы. Поглощения вероятны в тех же секторах, что и сейчас – облачные технологии, инфраструктура для электронной коммерции (логистика, агрегация, платежные решения), онлайн-образование», — объясняет Леонид Делицын.
Читать новость в источнике ComNews